Всего существует около двадцати целей оценки стоимости бизнеса, но важнейших всего три.
- Во-первых, оценка стоимости бизнеса позволяет понять акционерам, насколько эффективна работа менеджмента, и определить направления дальнейшего развития компании.
- Во-вторых, оценка бизнеса необходима, поскольку, менеджмент должен знать рыночную стоимость своего предприятия при обращении к сторонним инвесторам и кредиторам с целью получения дополнительного финансирования.
- В-третьих, оценка рыночной стоимости предприятия нужна для того, чтобы корректно и правильно учесть активы и имущество, которые были созданы в результате работы компании.
Цены
Методы оценки рыночной стоимости предприятия
Есть три основных подхода для оценки рыночной стоимости бизнеса: доходный, сравнительный и затратный.
На практике встречаются самые различные ситуации, и для каждой из них нужен свой метод оценки стоимости бизнеса. Некоторые виды компаний оцениваются только на основе их коммерческого потенциала, например сеть магазинов. В универсаме, скажем, наиболее приемлем доходный подход оценки: ключевой показатель - выручка от продаж. От него, а также от размера операционных расходов зависит прибыльность.
Если на рынке вращаются десятки однородных компаний, разумнее применять сравнительный метод оценки. Для оценки рыночной стоимости сложных и уникальных предприятий, таких как «Газпром» и любых других монополистов на своем рынке, больше других подходит затратный метод оценки.
Доходный метод оценки рыночной стоимости бизнеса
В этом случае будущая прибыль рассматривается как основной фактор, определяющий стоимость компании. Оценщик бизнеса учитывает соотношение собственных и заемных денег фирмы (структура капитала), прошлые результаты деловой деятельности, перспективы развития компании, отраслевые и общеэкономические факторы, время получения выгод и возможные риски.
К доходному подходу оценки стоимости бизнеса относятся методы прямой капитализации дохода и дисконтированных денежных потоков (ДДП).
- Первый метод оценки применяется к «зрелым» предприятиям, которые уже успели накопить активы.
- Второй больше подходит для оценки стоимости молодых, не успевших заработать достаточно прибылей для повышения капитализации, но вышедших на рынок с перспективным конкурентоспособным продуктом.
В методе капитализации для оценки бизнеса и определения его стоимости величина годового дохода компании делится на ставку капитализации (отношение рыночной стоимости имущества предприятия к приносимому им чистому годовому доходу):
V = D/R,
где V - стоимость бизнеса; D - чистый доход компании за год (периодический доход); R - ставка капитализации.
Большинство опрошенных финансовых директоров наряду с другими методами оценки рыночной стоимости бизнеса используют метод дисконтированных денежных потоков. Суть его заключается в прогнозировании денежных потоков предприятия, которые затем последовательно дисконтируются для определения стоимости будущих доходов.
В мировой практике этот метод оценки бизнеса используется чаще других. Он точнее других определяет рыночную стоимость предприятия, следовательно, более интересен для инвестора. С помощью его оценщик называет приблизительную сумму, которую инвестор готов заплатить с учетом требуемого процента дохода на инвестиции в этот бизнес. Но метод ДДП необходимо использовать с оглядкой на результаты оценки стоимости бизнеса другими способами.
Бытует мнение, что именно метод ДДП дает наибольший простор для увеличения стоимости предприятия. Другие методы оценки бизнеса дают меньшее поле для подобного маневра, поэтому именно на них необходимо ориентироваться покупателю. И в любом случае не полагаться на число, полученное на основании лишь одного метода. В определении рыночной стоимости активов, ресурсов и капитала при помощи ДДП большое влияние на оценку предприятия может оказать точка зрения тех кругов, для которых она делается.
V = CF(t + 1) / (K - g),
где V - стоимость бизнеса; СF(t+1) - денежный поток доходов за год t (отсчет от даты проведения оценки); К - ставка дисконта; g - долгосрочные темпы роста денежного потока.
Сравнительный подход оценки рыночной стоимости бизнеса
Сравнительный подход оценки сопоставляет рассматриваемый бизнес с аналогичными, цена которых известна на рынке. Данный подход основан на принципе замещения - инвестор вряд ли купит компанию, если ее стоимость сильно превышает среднерыночную, и будет искать что-нибудь подешевле.
Сравнительный подход оценки рыночной стоимости предприятия хорошо работает на Западе, в российской же действительности он используется крайне редко. Вполне возможно, это связано с тем, что слишком мало компаний-аналогов.
В рамках сравнительного подхода в оценочной практике принято выделять три основных метода:
- метод рынка капитала,
- метод сделок (продаж),
- метод отраслевых коэффициентов.
Все три метода сравнительной оценки рыночной стоимости компании, так или иначе, используют информацию, полученную с фондового рынка.
- В методе рынка капитала за основу оценки бизнеса берется стоимость предприятий-аналогов, акции которых торгуются на рынке. Его использование гарантирует высокую скорость и правдивость, но при условии достоверности информации. Порой приходится вводить коэффициенты дисконтирования. Их использование позволяет скорректировать величины оценки и понять, как в принципе компанию может оценить рынок, сторонний инвестор или кредитор.
- Метод сделок при оценке бизнеса также основывается на анализе цен акций с тем отличием, что здесь рассматриваются пакеты акций сходных компаний выше контрольных. С точки зрения инвестора, оба метода позволяют действовать по принципу «альтернативы инвестиций»: можно вложить деньги либо в оцениваемое предприятие, либо в его рыночные аналоги. Правда, надо учитывать, что цена акций может меняться в зависимости от величины приобретаемого пакета. Так, акции в контрольном пакете (более 50%) будут дороже, чем в блокирующем (25%).
Компании для сопоставления отбираются в три этапа. Для начала необходимо составить список потенциальных «жертв», потом среди них найти основных конкурентов и на третьем этапе выделить слившиеся и приобретенные за последний год предприятия. При этом критерии сопоставимости обычно ограничиваются четырьмя «тождествами»:
- отрасли,
- производимой продукции,
- ассортимента
- объемов производства.
Но так как полностью идентичных компаний просто не существует в природе, для оценки стоимости бизнеса приходится использовать ценовые мультипликаторы, то есть коэффициенты, показывающие соотношение между рыночной ценой предприятия и финансовой базой, например прибылью, выручкой, денежным потоком. Введение этих коэффициентов позволяет скорректировать величины оценки.
Существует множество показателей, например:
- P/E (отношение цены компании к чистой прибыли),
- P/EBT (отношение цены к прибыли до налогообложения),
- P/R (отношение цены к валовым доходам).
Несколько отличается от двух предыдущих метод отраслевых коэффициентов: он основан на использовании заранее рассчитанного соотношения между ценой продажи предприятия и его производственно-финансовыми характеристиками. Например, было определено, что рыночная цена предприятия составляет 0,7 от его годовой выручки.
В основном данный метод используется для оценки стоимости малых предприятий и считается вспомогательным. Сегодня его трудно применять из-за отсутствия надежных статистических данных в России.
Затратный метод оценки рыночной стоимости предприятия
Если стоимость предприятия рассматривается с точки зрения понесенных издержек, то это затратный метод оценки бизнеса. Вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета балансовая стоимость активов предприятия редко соответствует рыночной стоимости, значит, их надо переоценить. Для этого после определения реальной (рыночной) стоимости всех активов из нее вычитаются все обязательства компании. В этом заключается главное преимущество подхода затратной оценки стоимости предприятия: он основывается на конкретных активах, что устраняет значительную часть умозрительности, присущей другим методам. Но, с другой стороны, не учитываются перспективы бизнеса и возможный доход. Так, при использовании оценочного метода чистых активов предприятия стоимость самого актива может быть высокой, но при этом его ликвидность очень низка.
В ходе оценки предприятия этим методом цена бизнеса определяется как разность между рыночной стоимостью активов (имущества) и обязательств.
Оценка стоимости активов предприятия состоит из нескольких этапов:
- Для начала нужно определить реальную стоимость материальных активов (машин, оборудования и т. д.).
- Затем оцениваются нематериальные активы предприятия (брэнд, репутация, связи, имущественные права и т. д.).
- На последней стадии узнается рыночная стоимость финансовых вложений.
Лучшие результаты, метод чистых активов, приносит, когда доходы предприятия не поддаются точному прогнозу, но оно обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость) или когда требуется оценить новое предприятие, у которого нет данных о прибылях в прошлом.
Метод ликвидационной стоимости приходится применять, когда предприятию грозит банкротство, и оно прекращает все операции, распродает свои активы и пытается погасить обязательства. Обычно этот метод оценки дает минимальную стоимость оцениваемого бизнеса, потому что распродавать активы при банкротстве приходится по низким ценам. Кроме того, уменьшение рыночной стоимости компании происходит за счет ликвидационных расходов, например комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже.
Заключение
Финансовые директора редко пользуются только одним методом. Различные подходы к оценке рыночной стоимости бизнеса не исключают, а дополняют друг друга. Например, возможно одновременное использование всех подходов для снижения риска неправильной оценки стоимости предприятия, но, всё зависит от задачи, которая ставится перед компанией.
Обычно при оценке стоимости бизнеса используют сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих в данной ситуации в зависимости от цели, поставленных условий, состояния объекта и экономической среды.
Можно, конечно, использовать балансовую оценку бизнеса для определения рыночной стоимости компании, но на практике это бессмысленно.
Все зависит от поставленного вопроса: нужно ли оценить свой бизнес или стороннее предприятие с целью осуществления прямых либо портфельных инвестиций? В различных случаях вам нужен различный инструментарий.